Собор Святого Стефана

Собор Святого Стефана

ПОДЕЛИТЬСЯ

Собор Святого Стефана в Вене (Stephansdom) — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены. Храм расположен в центре старого города на площади Святого Стефана (Штефансплац).

Собор Святого Стефана служит кафедрой (местом пребывания) венского архиепископа — примаса Австрии. Любопытно, что в течение трех веков с момента основания церковь Св. Стефана оставалась лишь приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить в Вене епископскую кафедру, а епископы Пассау, тогдашние духовные владыки Австрии, этому сопротивлялись. Венская епархия была учреждена только в 1469 году, под давлением Императора Фридриха III.

Собор Святого Стефана, конец XIX века
Собор Святого Стефана, конец XIX века

В 1137 году маркграф Леопольд IV и Регинмар, епископ Пассау, заложили первую церковь; она была завершена в 1147 году постройкой в романском стиле. В 1230–1245 годах она была расширена к западу; с тех пор сохранилась западная («романская») стена собора с порталом и двумя башнями, которые позже перестроили в готическом стиле. Западный портал носит название Врата Гигантов (Riesentor).

Портал окаймлен двумя «языческими» башнями (Heidentürme), являющимися остатками оригинальной романской церкви. Название «языческие башни» объясняют тем, что при их строительстве использовался камень из разнообразных римских храмов.

В левом углу портала находятся небольшие скульптуры, изображающие Каменотеса и Апостола Петра. В тимпане между ангелами изображен Христос с книгой в руке. Любопытная деталь — у него обнажено одно колено, что может быть интерпретировано как намек на масонский обряд.

Над Западным порталом расположены многочисленные фигуры, в том числе: грифон, сражающийся со львом Самсон, некто, вытаскивающий занозу из ноги (?!)

замечательные змеиные часы

Барельефы на западной стене:

Барельефы на южной стене:

В 1258 году первая церковь сгорела. В 1263 году на ее месте была выстроена вторая церковь, также в романском стиле; день освящения собора, 23 апреля, празднуется по сей день. В 1304–1340 годах, при герцогах Альбрехте I и Альбрехте II, к церкви с востока были пристроены трехнефные Альбертовы хоры, поглотившие трансепт второй церкви и сохранившиеся по сей день.

7 апреля 1359 года герцог Рудольф IV Основатель заложил на месте современной южной башни первый камень новой, готической церкви. Альбертовы хоры, достаточно широкие, были сохранены. В 1433 году была завершена южная башня высотой 136.44 м (на ней расположен Двуглавый Орел, символ Священной Римской Империи). Южная башня возвышается над барочной нижней ризницей. Особую элегантность этой башне придает то, что форма горизонтального сечения переходит снизу вверх от квадратной к восьмиугольной. 343 ступени ведут к звоннице (Türmerstube), откуда можно осмотреть Вену. К этому я вернусь позже.

Постройка северной башни высотой 68.4 м (также называемая Орлиной; на снимке справа), заложенной в 1450 году, была досрочно прекращена в 1511 году.

Причиной послужило обрушение при строительстве части башни. Кстати, в северной башне размещен колокол Пуммерин — один из самых больших в Австрии: диаметром 3 метра и весом в 21 тонну. Ныне висит копия Пуммерина, отлитая после Второй Мировой войны.

В первой четверти XVI века внешний вид собора окончательно оформился. Архитектором в это время служил Антон Пильграм (родом из Чехии). XVI–XVII века, наполненные религиозными и австро-турецкими войнами, мало изменили собор. Интерьеры собора были переработаны в стиле барокко. Через 40 лет после изгнания турок из-под Вены, в 1722 году, статус собора и епархии был повышен — до архиепископского.

Примечательной особенностью собора Святого Стефана является кровля. Несущий каркас кровли первоначально был выполнен из дерева, а после пожара 1945 года — из стали (около 600 т). Покрытие кровли состоит из 230,000 цветных черепиц. Ими выложены изображения: с северной стороны — герб города Вены и дата 1950; с южной стороны — государственный герб, буквы F.I. (означают Императора Франца I) и дата 1831. Даты означают годы реновации соответствующих частей крыши Собора.

Наклон кровли местами достигает 80° к горизонтали: при таких углах наклона дождевая вода способна эффективно промывать черепичную кровлю, а редкий снег, не задерживаясь, падает вниз.

На северо-восточной стороне находится кафедра св. Иоанна Капистрана (1386–1456), с которой он в 1454 году призывал к Крестовому походу против турок (мертвый турок валяется у ног проповедника):

Средневековые скульптуры порой ставят меня в тупик своей загадочной смысловой нагрузкой. Например, в этой скульптурной композиции один персонаж молится на коленях, а что делает второй?

Теперь перейду внутрь Собора.

Главный алтарь выполнен из черного мрамора в 1640–1660 гг. Он считается первым алтарем Вены, выполненным в стиле барокко. Статуи рядом с алтарем изображают покровителей Вены — святых Леопольда и Флориана, а также святых защитников от чумы — Роха и Себастьяна. На запрестольном образе изображены страдания святого Стефана.

Удивительный по красоте готический Нойвинерштадтский алтарь (резьба по дереву, роспись) выполнен в 1447 году. Алтарь носит имя города, в котором он ранее находился, и сейчас находится в «женском» нефе. Он создан по заказу Императора Фридриха III для цистерцианского монастыря. В Вену алтарь перенесен в 1884 г. после закрытия монастыря. Позолоченные деревянные фигуры изображают сцены из жизни Богоматери. На внешней стороне створок размещены фигуры 72 святых, выкрашенных в коричневый цвет.

Резная кафедра XV века приписывается голландцу Николаю Герхардту. Для естественного усиления звука кафедра прислонена к колонне в центре главного нефа. На нижеследующем снимке не видно, но я текстом добавлю пару интересных деталей. Перила лестницы, ведущей на кафедру, украшены фантастическим орнаментом из чередующихся жаб и ящериц — аллегория борьбы зла и добра, соответственно. Под лестницей есть небольшой скульптурный портрет, называемый «Любопытный у окна» (Fenstergucker). Вероятно (по одной из версий), это автопортрет Николая Герхардта.

Кафедру украшают статуи четырех первых Учителей Церкви. Их скульптурные портреты символизируют 4 темперамента и 4 возраста:

Иероним Стридонский (старость и холерик) и Амвросий Медиоланский (юность и сангвиник)
Иероним Стридонский (старость и холерик) и Амвросий Медиоланский (юность и сангвиник)

 

Августин Блаженный (молодость и меланхолик) и Григорий Великий (зрелость и флегматик)
Августин Блаженный (молодость и меланхолик) и Григорий Великий (зрелость и флегматик)

 

В центре правого нефа обращает на себя внимания статуя Богородицы (начало XIV века), которая считается заступницей служанок. Ее так и называют по-немецки — Dienstbotenmuttergottes. По легенде, некая венская графиня обвинила свою юную служанку в краже украшения. В отчаянии девушка бросилась к графской домашней капелле, пала на колени перед статуей Богородицы и воскликнула: «Матерь божья, помоги мне!». Графиня, следившая за служанкой, усмехнулась и сказала: «Это — моя Богоматерь, ей не нужны молитвы слуг!». Но девушка не унималась и продолжала просить о помощи. Судебный чиновник, наблюдавший за этой сценой, засомневался и приказал обыскать дом. Вскоре драгоценность нашлась среди вещей другого человека. На допросе он признался в краже, и девушка была отпущена. Графиня, не желавшая более иметь у себя Богоматерь, помогающую слугам, подарила ее церкви. Слава о чудодейственном спасении девушки распространилась по всему городу, и за статуей укрепилась слава защитницы слуг, сохранившаяся по сей день.

В конце левого нефа имеется барельефный автопортрет скульптора Пильграма с угольником и буссолью. Он датируется 1513 годом.

автопортрет Антона Пильграма
автопортрет Антона Пильграма

Также я осмотрел надгробие Императора Фридриха III (1415–1493), объединившего австрийские земли. Его создал Николай Герхардт. Постамент саркофага украшают мифические существа, звери, черепа, гербы.

Несколько фотографических зарисовок интерьера Собора:

Часовня Святого Креста, иначе называемая часовней принца Евгения Савойского (здесь похоронен этот выдающийся полководец). Большая фреска, изображающая события на Голгофе, датируется 1853 годом.

Алтарь Святого Иосифа
Алтарь Святого Иосифа
Алтарь Богоматери
Алтарь Богоматери

 

Алтарь Святого Леопольда III (1073–1136), маркграфа Австрии из династии Бабенбергов
Алтарь Святого Леопольда III (1073–1136), маркграфа Австрии из династии Бабенбергов

 

Статуя Иисуса Христа, которая называется Ecce homo, то есть «Се человек», датируется XV веком. Ее называют «Бог с зубной болью» (Zahnwehherrgott) из-за выражения на лике Спасителя. По легенде, несколько человек посмеялись над скульптурой. У них так разболелись зубы, что они не могли ни есть, ни пить, а облегчение наступило лишь после покаянной молитвы.

Барельефный монумент, посвященный избавлению Вены от турецкого нашествия (Türkenbefreiungsdenkmal):

В завершение окину взором виды Вены, простирающиеся с высоты южной башни Собора. Не могу сказать, что эти виды поражают великолепием, но не жалею, что поднялся наверх, потратив деньги и силы. Этот подъем был по-своему веселым событием, и мне нравится возможность таким образом «пронизать» город по вертикали, ощутив высоту и глубину его истории.

вид на запад
вид на запад
вид на юг
вид на юг
вид на восток
вид на восток
вид на север
вид на север

Источник