Артем Данин. Театр – это личное

Артем Данин. Театр – это личное

ПОДЕЛИТЬСЯ

Сегодня мы пообщались с Артемом Даниным, который является художественным руководителем Театра Современной Драматургии и Актерской Школы, телеведущим, актером и режиссером. Артем рассказал о проблемах и достижениях современного театра, а также поделился своими творческими идеями и планами.

— Артем, расскажите, в каком возрасте Вы начали увлекаться театром?
— Театром я начал увлекаться с детства. Я придумывал различные сценки на семейных праздниках. У всех были детские комнаты, а у меня настоящая театральная мастерская, которую я сам создал. На домашних праздниках я был и сценаристом, и режиссером, и продюсером, и даже костюмером и декоратором! Я раздавал всем роли, придумывал сценарии праздников, развлекательные программы, конкурсы, костюмы и декорации, которые всегда были оценены моими домочадцами по достоинству. Именно благодаря их поддержке, оценке и одобрению любых проявлений моего творчества, театральные планы из «домашних» переросли в профессиональные. Не могу сказать, что родители меня специально водили в театр и прививали любовь к нему. Они совершенно не связаны сами с театральной деятельностью. Моя мама в прошлом модель, сейчас занимается бизнесом. Папа тоже бизнесмен. Мне кажется, что я родился влюбленным в театр. А моя семья помогла мне это увидеть.

— Как Вы считаете, в наше время театр более востребован, чем, к примеру, 10-15 лет назад?
— Театр меняется вместе со зрителем. Раньше театр был «не для всех». Еще десять лет назад общество было более консервативным и театры тоже. Они не могли выходить за определенные рамки, ставя спектакли. В какой-то момент туда стали ходить только бабушки и дедушки. Театры показывали одни и те же спектакли, классику, порой не очень-то интересную и понятную. Поколение зрителей изменилось и театры поменялись. Сегодня каждый может найти свой спектакль, который придется ему «по душе». Театры стали модными, постановки — интересными, актуальными. На данный момент театр находится «в состоянии поиска», что позволяет ему развиваться, находить новые театральные и режиссерские решения, тем самым, все больше притягивать зрителя молодого возраста.

— Статистика говорит о том, что молодое поколение посещает театр крайне редко. Как Вы считаете, совместима ли современная молодежь и театр?
— Если брать во внимание крупные мегаполисы — здесь я с вами поспорю. Среди всего изобилия возможных развлечений для молодежи, которой доступен сейчас абсолютно любой вид досуга, театр набирает обороты и становится модным местом. Тенденция нашего современного мира диктует молодым людям важность чувствовать оценку со стороны, получать «лайки». Для этого надо быть модным и постоянно удивлять. А кого сейчас удивишь походом в ночной клуб? А вот завершить рабочую неделю походом в театр – «это прикольно». К тому же, актуальными в обществе сейчас считаются тенденции здорового образа жизни: здорового питания, внедрение в жизнь физической культуры и культурного досуга. Молодое поколение выбирает для своего посещения модные популярные театры. В каждом из таких театров есть своя тусовка, атмосфера. Театр, я бы даже сказал, сейчас в мегаполисе — это мастхэв.

— Как еще больше привлечь современную молодежь в театр?
— Многие режиссеры идут на то, чтобы быть «ближе» к зрителю. Например, активно используют интерактив: задействуют зрителей в спектаклях, или сажают их на сцену, а сами переходят в зал. Режиссеры подстраиваются под зрителя и порой увлекаются чрезмерно режиссерскими «фишками», а не смыслом. Я такие идеи не поддерживаю. Театр с моей точки зрения должен оставаться недосягаемым. Спектакль в первую очередь – это про смысл, про идею, про философию. Вот зачем человеку идти в театр? Он может в нем найти ответы на свои вопросы, взглянуть на себя со стороны, переосмыслить, переоценить что-то в своей жизни. Поэтому, чтобы привлечь в него молодого зрителя, в первую очередь, нужно ставить спектакли на актуальные возрасту темы. Во вторую, использовать не стандартные спектакли, а какие-то интересные формы театральных мероприятий. Мы, например, в этом году организовали масштабный Детский Театральный Фестиваль, на котором были не только лучшие детские спектакли, но и бесплатные обучающие занятия от выдающихся звезд театрального искусства Москвы.

— Вы являетесь создателем и художественным руководителем «Театра Современной драматургии». Расскажите немного о том, как пришла идея создания? С какими трудностями сталкивались в процессе?
— До третьего курса ГИТИСа у меня была навязчивая идея сниматься в сериалах и кино. У меня медийная внешность и все это подмечали. Создать собственный театр – такой мысли в те времена даже не возникало. Но уже через год я четко осознавал, что именно в театре – мне хорошо. Конечно, и тогда я еще не думал о создании своего театра. «Да это же просто невозможно сделать в Москве!» – думал я. Мне нравится играть спектакли, учить текст, разбирать свою роль. Мне нравится день спектакля. Это особенный день. Я готовлюсь к нему, как в первому классу. Просыпаюсь всегда заранее сам и без будильника. У меня всегда с вечера приготовлена и выглажена одежда. На завтрак у меня ровно 10 минут. Весь день четко распланирован и на протяжении всего времени я думаю только о том, чтобы скорее приехать в театр и подготовиться к выходу на сцену.

После окончания ГИТИСа я попал к Кириллу Серебренникову. Немного поиграл у него в театре «Гоголь-Центре». Потом я ушел в молодежный театр и играл там разные роли. Я был счастлив, потому что занимался любимым делом, но именно этот театр я сильно не любил. Я видел, как ставились спектакли. Не всегда это было профессионально по моему мнению. И однажды, я поскандалил с режиссером и ушел.

Находясь в эмоциональном ярком состоянии, в том числе благодаря ссоре с режиссером, я чувствовал, что спектакль я смогу поставить сам и сделаю это лучше, чем другие. Так я пришел к тому, чтобы поставить свой первый спектакль «Тёща». Я провел кастинг актеров, организовал репетиции. Спектакль получился эмоциональный, яркий и сразу полюбился зрителю! Вот так, в эмоциональном порыве, пришло вдохновение и силы на создание сначала собственного спектакля, а потом уже и театра. Около года мы успешно существовали как антрепризный театр и набирали полные залы зрителей в Москве и области. Однажды, поехав в Тулу на гастроли с «Тёщей», сломалась машина с реквизитом и декорациями. Наш диван с канделябрами и прочей мебелью стояли в поле вдоль трассы Москва – Тула несколько часов, пока машину увезли на ремонт. Мы все так переживали и так сплотились, пока играли этот спектакль, что этого нельзя было не заметить. И когда мы играли «Тёщу» на исторической сцене «Театрального дома Старый Арбат», нашу слаженную и профессиональную работу, сплоченный коллектив замечает директор. Вскоре он назначает меня своим помощником. Какое-то время мы работали с ним вместе. За этот период у меня появляется много идей и вдохновение. В дальнейшем, я осознанно создаю собственный театр «Театр Современной Драматургии» в 2019 году, в котором начинают появляться новые профессиональные постановки. Так наш Театр Современной Драматургии оказался на исторической сцене на Арбате, где когда-то играли такие знаменитости как Фаина Раневская и Ольга Книппер-Чехова. А теперь здесь играем мы – наша труппа – семья Театра Современной Драматургии.

Самые главные трудности, с которыми я столкнулся при создании собственного театра — это финансовые. Все частные театры находятся полностью на самоокупаемости, поэтому иногда требуют и личных вложений. К этому надо быть готовым, особенно, если спонсорской поддержки нет.

— Расскажите о репертуаре Вашего театра. Какие постановки и спектакли можно увидеть у Вас?
— К третьему театральному сезону мы порадуем зрителей уже полюбившейся комедией положений «Тёща», которая понравится как молодым людям, так и зрителю старшего возраста. Спектакль «Не друзья» мы будем показывать уже второй сезон на нашей исторической сцене. Семейный спектакль — сказка «12 месяцев», премьера которого состоялась в канун нового 2019 года также выйдет на сцену в предновогоднюю неделю.

Кроме того, мы готовим целых три премьеры. В числе которых, спектакль по пьесе величайшего абсурдиста Э. Ионеско «Лысая певица», спектакль по известным рассказам М. Зощенко и спектакль — комедия положений по пьесе А.Непомнящего «Однажды в Одессе» с участием заслуженной артистки России Г.П. Коньшиной. «Однажды в Одессе» — это атмосфера старой Одессы, которую так любят у нас в России. Надо прийти посмотреть. Я думаю, эта работа понравится многим. У нас нет задачи делать репертуар на каждый день. Наша главная задача – создавать качественные профессиональные спектакли.

— Этой весной состоялась премьера Вашего спектакля «Не друзья». Скажите, как пришла идея спектакля? Какие главные проблемы Вы хотели затронуть в нем?
— Я посмотрел фильм «Идеальные незнакомцы». В тот момент я находился в поиске чего-то нового для своего творчества. Я сразу захотел поставить спектакль по этому фильму. В России выходит фильм «Громкая связь», аналогичный своему зарубежному предшественнику. Мы первые ставим в Москве спектакль «Не друзья» по мотивам этих фильмов. Артисты театра Современной драматургии проводят на сцене эксперимент: что будет, если отключить все пароли телефона и каждый сможет прочитать то, что скрывается внутри? Это острая тема о подлинности реальных отношений, ценности истинных чувств и минусах информационного прогресса. Главная проблематика нашего спектакля – это мой личный крик души. Если тебе не хочется общаться с человеком – не общайся. Ты никому ничего не должен. Жизнь нужно прожить так, чтобы потом не сожалеть о потраченном времени на ненужных людей, на нелюбимое дело. Спектакль про то, что люди загоняют себя в угол сами, но даже из самой сложной ситуации всегда есть выход.

— Расскажите о Российском Детском Театральном Фестивале, который прошел 9-16 июня. Какие главные задачи Вы перед собой ставили? Удалось ли достичь желаемого результата?
— Хороших детских спектаклей мало. Масштабных детских театральных фестивалей еще меньше. Их всего два было запланировано в Москве в этом году. Мы решили организовать свой — российский детский театральный фестиваль с необычным форматом мероприятия. Наш Фестиваль включал бесплатные мастер-классы по актерскому мастерству, сценическому движению, развитию речи от выдающихся звезд театрального искусства. И это было главной «фишкой» фестиваля – дети могли бесплатно получить уникальные знания, вдохновиться от настоящих профессионалов.

Главной целью Фестиваля для нас являлось привлечение молодежи к театральному искусству и в частности к нашему Театру Современной Драматургии. У нас в репертуаре не только спектакли для взрослых, но есть и семейный спектакль – сказка «12 месяцев». Я считаю, что вовлечение в культурно-досуговую работу всей семьи ребенка – процесс очень важный для его развития. Несмотря на то, что культура становится у нас богаче, шире, доступнее, с другой стороны, современная глобальная информатизация общества позволяет получать любую информацию, не выходя из дома, через гаджеты. В результате этого изменяется мышление и восприятие человека. Развитию творческого мышления, как правило, уделяется все меньше времени и это требует особого внимания. Поэтому наш Фестиваль являлся, можно сказать, доступным способом развития личности ребенка. Юный зритель был в восторге – а это главное. Значит, цель достигнута, задачи выполнены.

— Над чем Вы сейчас работаете? Какие Ваши ближайшие творческие планы, идеи?
— Помимо трех премьер в нашем новом театральном сезоне, мы запускаем долгожданный проект «Школу Актерского Мастерства». Самое главное наше отличие от других театральных школ в том, что ученики школы будут выступать на исторической сцене театра на Арбате, принимая участие в спектаклях. Я убежден, что нет ничего лучше, чем оттачивать мастерство, выходя на сцену перед публикой. Три группы учеников, одна из которых рассчитана на взрослых людей, будет заниматься два раза в неделю с профессиональными актерами театра, выдающимися педагогами ГИТИСа. Кроме того, у нас в планах продолжить ежегодное проведение Детских Театральных Фестивалей. Главной задачей данного мероприятия в 2020 году для нас является привлечение еще большего числа участников и зрителей. Мы надеемся, что масштаб Детского Театрального Фестиваля 2020 года станет еще более мощным, качественным и сможет порадовать гораздо больше жителей России.

— Немного глобальный вопрос. Как Вы считаете, какую роль играет театр в жизни человека и общества?
— Театр – это личное. Для кого-то театр способен поменять взгляд на жизнь. А кто-то в нем ни разу за всю жизнь так и не побывает. Для большинства театр является центром духовного развития личности. Театр призван менять человека в лучшую сторону.

— Можно ли рассматривать театр, как успешный бизнес-проект? Частный театр – это бизнес или все-таки творчество?
— Частный театр — это бизнес. И его развитие зависит только от тебя лично. Я хочу быть революционером в театральном искусстве и создать качественный знаменитый частный театр, который не будет уступать по популярности ведущим государственным театрам в России. В этом бизнесе ты ни от кого не зависишь, делаешь то, что тебе нравится. Частный театр более пластичный, чем государственный. Можно ставить спектакли на злободневные темы, которые привлекают молодежь, а не следовать определенной программе постановок. Можно запускать новые интересные обучающие проекты, фестивали и т.д. Раньше я мечтал о государственном спонсировании. Но ставки у артистов театра очень малы, как правило, составляют около 15000 рублей. А профессиональные затраты актеров, я считаю, не соизмеримы с этой суммой. Конечно, есть и сложности. Как и любой частный бизнес, ты должен вкладывать свои деньги. Но в итоге ты получаешь именно то, что нужно тебе и твоему зрителю.

Артем, благодарим за интервью. Желаем Вам успеха, процветания и отличного настроения.