Многие из нас за всю свою жизнь ни разу не видели балет. А кто-то и не стремится увидеть, ведь считает это дело скучным, занудным и неинтересным. Хотя на самом деле, балет – это именно то, на что обязательно нужно посмотреть. Он заворожит вас и ни в коем случае не оставит равнодушным никого. Сегодня все секреты балета и его развития раскрывает наш эксперт Анна Сизоненко — историк, специализация: история моды и искусств.
Изящество, утонченность, возвышенность – вот ассоциации, которые рождаются при слове «балет». Это искусство, вызывающее трепет, ведь любой, даже далекий от танца и театра человек, знает, что балет – жертвенное служение. Это тяжелый труд и самоотверженность. В этой сфере невозможно достигнуть ничего, если не класть на алтарь саму себя, свое тело, свое время, молодость, свои желания. Недаром балерины говорят: «Прежде чем идти в балет, необходимо принять тот факт, что для этого придется отдать всё. И осознать, что для вас важнее – всё или балет?».
Балет, особенно в нашей стране, ниша очень традиционная. В нем редко происходят радикальные изменения, редко вводятся новшества. Он устойчив, как некая религия, и правила его практически непреложны. Развитие этого вида искусства до уровня, который мы видим сейчас, заняло несколько веков.

Зародился балет во всемирной колыбели искусств — Италии, в эпоху Ренессанса. Изначально танец не представлял собой центрального действия, а был лишь хореографической вставкой в более масштабные музыкальные представления. Наряду с музыкальными, в спектакле были и драматические сцены. Слуги развлекали своих господ подобными выступлениями во время дворцовых пиршеств. Сами аристократы танцевали специально поставленные чинные танцы, составленные хореографами. В те времена хореографов было совсем немного. Самым известным из них был Доменико из Пьяченца, который ставил танцы для празднеств, где собиралось итальянское дворянство. Его принято считать праотцом балета, ведь именно он в своих трактатах о танце ввел термин – «ballo», который позже трансформировался в «balli», а затем и в «balletto», что очень близко к современному звучанию. Этот термин означал танцевальный эпизод, передающий определенное настроение.
Широко распространившись в Италии, балет пришелся ко двору и во Франции. Многие связывают это с браком французского принца Генриха и наследницей известнейшей итальянской семьи Екатериной Медичи, которая привезла с собой в Париж множество новшеств со своей родины. Конечно же, изящные танцы не могли не понравиться утонченному французскому дворянству. Мода разошлась. И далее придворный балет развивался уже главным образом во Франции. Представления по-прежнему не были чисто танцевальными, в них также были песни и декламации стихов. С течением времени интерес к балету только возрастал. Это искусство считалось особенно интеллектуальным и утонченным. Настолько, что король Людовик XIII собственноручно написал балет в 16 актах, известный нам по всеми любимому фильму «Марлезонский балет», который был исполнен совместно членами королевской семьи, придворными и профессиональными танцорами.
Огромный шаг вперед балет сделал во времена одного из величайших монархов Франции Людовика XIV, который был известен своей неутолимой страстью ко всему прекрасному. В 1661 году он основал первую в мире академию танца, руководителями которой стали придворный композитор Жан-Батист Люлли и хореограф Пьер Бошан. Эти люди определили дальнейшее развитие балета. Люлли постановил зависимость танцевальных движений от построения музыкальных фраз, а характер танцевальных движений – от характера музыки. В свою очередь, Бошан начал создавать терминологию классического балета. С тех времен и по сей день французский язык имеет такое же значение в балете, как латынь в медицине.
Первой профессиональной женщиной-балериной в то время стала мадемуазель Лафонтен. (К сожалению, её имя не сохранилось до настоящих времен. Для официального представления в XVII-XVIII веках использовалась только фамилия – прим. автора). Ее роли были невелики – ведь в те времена в артистических профессиях правили мужчины, а женщины лишь изредка танцевали вспомогательные партии. Тем не менее даже скромные эпизоды в ее исполнении привлекали внимание своей грациозностью, и покоряли сердца зрителей. А грациозность, очевидно, давалась нелегко – ведь танцевать приходилось в длинных, тяжелых платьях и в туфельках на каблуках.
Ее неоспоримый успех у публики особенно не повлиял на лидерство мужчин в балете. Только появление в 1710 году в театре Гранд-Опера Мари Камарго заставило мужчин-танцовщиков несколько потесниться. Эта девушка, очевидно, обладала большой смелостью и амбициями. Во время одного из представлений она воспользовалась минутным замешательством растерявшегося танцора и сымпровизировала сольный танец перед удивленными зрителями. Скандал не заставил себя долго ждать, однако выходка мадемуазель Камарго пробудила всеобщий интерес к женскому танцу. Благодаря ее храброй вольности, балерины медленно, но верно стали выходить на первый план, превосходя мужчин грацией и легкостью исполнения.
Свой законченный вид, как отдельный вид искусства балет получает во второй половине XVIII века, благодаря балетмейстеру-революционеру Жану-Жоржу Новеру. (Заслуги его так велики, что по решению ЮНЕСКО день его рождения 29 апреля с 1982 года отмечается, как международный день танца.) В постановках Новера больше не было слов и песен. Все было подчинено танцу, который, по его мнению, должен заключать в себе всю драматическую мысль. Он добился того, что эмоции, выраженные не вербально, а лишь движениями человеческих тел, вызывали бурный отклик в зрительном зале. Прежде такого никто не мог представить.
В 1790-х годах прекратилось использование обуви на каблуках в балете. Костюмы женщин и мужчин стали существенно легче, что расширило возможности танцоров.
Многие выдающиеся исполнители вносили свои особенности в искусство балета, обогащая его и доводя до совершенства. Так Мария Тальони в 1822 году впервые использовала технику исполнения танца на пальчиках ног. Это произвело революцию в танце. Вскоре с легкой руки английских артистов балета были введены пуанты.

В Россию балет пришел во второй половине семнадцатого века, и с тех пор интерес к этому искусству в нашей стране не утихал. В Российской Империи он занимал первенствующее место по отношению к другим видам сценического искусства. Александр Сергеевич Пушкин писал: «Балеты исполнены живости воображения и прелести необыкновенной. Иной находит в них гораздо более поэзии, нежели в литературе».
Знаменитая балерина русской сцены итальянского происхождения Пьерина Леньяни произвела переворот в балете, впервые исполнив многочисленные повороты фуэте, не сходя с одного места. За ней технику исполнения этого движения освоила небезызвестная Матильда Кшесинская, а за ней и другие балерины.
Настоящую революцию в балетной музыке произвел Петр Ильич Чайковский, создавший три главных балета всех времен: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Эти произведения и их постановки получили мировое признание, как не имеющие равных по глубине драматургического содержания и красоте образной выразительности.
Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века.
Большую роль в признании исключительности российского мастерства сыграли «Русские сезоны» Сергея Павловича Дягилева — такое название получили ежегодные гастроли (1908 – 1929) русских артистов балета в Париже. Труппа балетных сезонов была набрана из ведущих танцовщиков Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. Они популяризировали русскую культуру в Европе и способствовали установлению моды на всё русское.
Во всем мире непревзойденным исполнением считались партии русских балерин Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой и Кармен Майи Плисецкой.
А Михаилу Барышникову, известному русскому танцору, сам Иосиф Бродский посвятил несколько стихотворений, в том числе «Классический балет есть замок красоты…». Россия по сей день имеет наиболее признанную традицию балета, который считается особым национальным достоянием.
Несмотря на всю внешнюю красоту и изящество, балетный мир очень жесток. Танцорам приходится проходить через физические страдания, муки творчества, жесткую конкуренцию, бесконечные интриги в труппе, постоянные диеты. Нежные трепетные девы в прозрачных одеждах, которых мы видим на сцене, способны преодолевать нечеловеческие трудности и …по-настоящему ненавидеть друг друга, строя козни и безжалостно расправляясь с соперницами. Чего только стоит битое стекло в пуантах – излюбленное оружие завистниц.

Карьера танцовщицы похожа на полет кометы – короткий миг, наполненный красотой. Обязательный стаж у артистов балета – всего 20 лет, и то, если повезло сохранить здоровье. Выходят на пенсию лет в 38, а в США — гораздо раньше — в 32 года. Однако знатоки искусства говорят, что истинная балерина начинается с 35 лет. До этого она танцует так, как её учили, и лишь перейдя этот возрастной порог, она начинает творить в своем собственном неповторимом стиле. Примером этого утверждения служит Галина Уланова, которая впервые покорила лондонскую публику в 46 лет. Таким же исключением из правил служит Майя Плисецкая, которая ушла со сцены Большого театра в 63 года!
Современный балет немного расширяет установленные рамки. Особенно на Западе. Там сейчас можно увидеть балерин нетипичного для профессии телосложения. Такую славу получила Мисти Коупленд (Misty Copeland) – ведущая солистка Американского театра балета и одна из самых известных балерин в США. Эта чернокожая танцовщица имеет большую грудь и ярко выраженные мышцы, что не соответствует стандартам физических данных в балете. Кроме того, она начала свое обучение в 13 лет, что также немыслимо в мире, где первые уроки начинают брать в 4-5 лет.
Сегодняшний западный балет также отличается большей свободой в своих постановках. Там балет предназначается не для узкой аудитории академических театров, а для массовой публики. Такие знаменитые хореографы, как Маги Марен, Филипп Декуфле, Мурад Мерзуки, Жером Бель, Бьянка Ли и многие другие ставят по-настоящему зрелищные и авангардные постановки, не ограничиваясь никакими канонами.
Российские мастера танца критикуют европейских и американских коллег за несовершенную технику и пренебрежение классикой, как основой искусства. В российском балете преимущественно держатся традиций и гордятся образцовой пластикой. Хотя, конечно модерн нашел свое место в сердцах русских ценителей. Стоит отметить метаморфозы, которые провел в начале 90-х знаменитый артист и режиссер Андрис Лиепа. Он возродил традицию проведения «Русских сезонов», а также ставил балетные спектакли с лазерными световыми шоу. Также большой интерес представляют постановки Бориса Эйфмана, заслужившего репутацию балетного бунтаря, которому мучительно тесно в рамках классического консервативного танца.
Казалось бы, в современном мире, при огромном множестве развлечений и зрелищ, балет должен отойти хотя бы на второй план. Но он лишь набирает популярность во всех своих проявлениях. По всем миру открываются все новые балетные школы, которые готовят профессионалов, а также отмечается большой спрос на занятия «Body-ballet» среди простых смертных – такие уроки помогают сохранять фигуру, формируют царственную осанку и позволяют хоть немного прикоснуться к любимому искусству. По всему миру на тему балета снимаются все новые фильмы, и запускаются телепроекты. Одним из заслуживающих внимания является конкурс «Большой балет», в котором учавствуют ведущие солисты известных балетных трупп, а в состав жюри вошли звезды мирового балета.

Если вы еще не испытали удовольствие от посещения балета, то вам обязательно стоит наверстать упущенное. Главное правило зрителя – на балете нельзя скучать, даже если вы не уверены в степени тонкости своей душевной организации и способности длительно внимать классике. Новичку нужно подготовиться к посещению спектакля: заранее ознакомиться с музыкой и историей постановки, и обязательно прочитать либретто — это очень облегчит вам понимание и значительно улучшит впечатления. Обычно содержание спектакля и сведения о танцорах печатаются в программках, которые можно купить в театре. Потратив немного времени на такую подготовку, вы также избежите опасности выглядеть невеждой, притворяющимся знатоком и засыпающим в кресле. Лучшая награда артистам – это ваши искренние восхищенные аплодисменты. Ради этого они неустанно трудятся всю свою жизнь, поэтому по окончанию последнего акта, будьте вежливы, и не спешите сразу в гардероб, а отблагодарите таких хрупких и таких сильных танцоров бурными овациями.
